Готическое искусство (XIII – XVI вв)

готический стиль в искусстве

Готический стиль в искусстве пришел на смену романскому, и принес множество новшеств и техник. В архитектуре это нашло отражение в соборных городских храмах, просторных, с высокими сводами, наполненных солнечным светом за счет огромных окон вместо привычной росписи на стенах. В живописи и скульптуре сюжеты все более тяготели к реальным, прорабатывались объемы и ярко передавались эмоции персонажей. Фигуры свободно располагались в окружающем их пространстве, характерными для готики были слегка изогнутые S-образные позы.

Зарождались основные направления искусства в рамках готического стиля во Франции и после получили широкое распространение по территории всей Европы.

Архитектура готического периода

Самым ярким строением архитектуры готического периода считается городской храм. В основе его лежит нервюрный свод. Подобные каркасные строения уже были в романском периоде, но зодчие
XIII – XVI вв. довели технику до совершенства, значительно облегчив сооружение, без потери его прочности.

За счет изменений в конструкции свода удалось уменьшить давление на стены. Необходимость в их прочной монументальной конструкции отпала, появлялась возможность сэкономить расходные материалы и радикально изменить пространство. Оно стало единым, исчезли многочисленные колонны, отсутствовало четкое деление на зоны. Зодчие смогли в краткие для того времени сроки (до 40 лет) возводить здания до 40 метров высотой.

Существенные изменения претерпели и стены. Большие росписи стали постепенно отходить в прошлое. На смену им пришли огромные витражные окна, которые помимо красивого художественного эффекта давали возможность наполнить здания храмов естественным светом. Внутреннее убранство с характерным декором из серебра и позолоты, благодаря им заиграло новыми красками.

готические витражи в Соборе Святого Витта
(Готические витражи в Соборе Святого Витта)

Витражная техника была известна мастерам стекольного дела и ранее, но новые конструкции позволяли создавать большие по площади витражи с потрясающими художественными приемами и тематическими сюжетами. Излюбленным изображением в цветном стекле стала притча о блудном сыне, в течение нескольких веков украшавшая витражи храмов по всей Европе.

Самыми изысканными витражами периода можно смело назвать окна часовни Сент-Шапет, расположенной во Франции. Мастера и зодчие сумели превратить здание в подобие стеклянной клетки с удивительными ажурными окнами во всю высоту стен. Между собой они были разделены изящно декорированными несущими конструкциями. Часовня всех своих посетителей поражала и продолжает удивлять обилием света и легкостью внутреннего пространства

главная капелла в кафедральном соборе Толедо
(Главная капелла в кафедральном соборе Толедо)

Спустя несколько веков после зарождения готического направления, церковь вмешалась в дела зодчие и потребовала изменить планировку, вернув деление пространства на зоны. Внутреннего и внешнего убранства изменения не коснулись. Фасады зданий, своды и стены изнутри щедро украшались скульптурами, изображениями и монументами, которые с каждым десятилетием становились все объемнее и реалистичнее.

Примерами классического готического архитектурного искусства в Европе являются:

  • Кафедральный собор в Толедо (Испания);
  • Кельнский собор (Германия);
  • Кентерберийский собор (Англия);
  • Собор Парижской Богоматери (Франция).

Скульптура готического искусства

Основой готической скульптуры являлись статуи. Характерной их особенностью было слияние с фасадами зданий. Издали они казались единым целым и лишь вблизи отделялись от них и становились интересными сюжетами, которые хотелось рассматривать подолгу.

готическая скульптура

Скульпторами фигуры прорабатывались с особой тщательностью. Внимание уделялось не только мелочам в виде драпировки тканей и одежде в целом, но и общему настроению, динамике, которые передавались зрителю.

В проработанные лица скульптур и их взаимодействие с другими персонажами композиции вкладывались эмоциональные порывы, переживания и страдания. В постановке фигур акцент делался на динамику движений, застывшую в моменте.

Статуи Шартрского собора в Париже
(Статуи Шартрского собора в Париже)

Яркой демонстрацией готического направления в пластике являются статуи и декор стен портала Шартрского собора в Париже, Магдебургского и Страсбургского собора в Германии.

Интересным дополнением скульптурного убранства многих храмов являются растительные мотивы. Объемная лепнина имитирует цветы, плоды и листья растений, которые произрастали в регионе возведения храма.

Живопись готического искусства

Тяга к натурализму и желание изображать героев картин как можно реалистичнее, коснулась и живописи готического периода. Основным лейтмотивом эпохи стали религиозные и бытовые сцены, внимание в которых сосредотачивалось на страданиях и переживаниях изображенных людей и персонажей.

Rogier van der Weyden
(Картина Нидерландского художника Рогир ван дер Вейдена)

Искусно художниками вкраплялись, вначале ненавязчиво, в виде отдельных элементов атрибуты повседневной жизни: подсвечники, растения, бутылки, книги и т.д. В XV веке на картинах стали появляться пейзажи, служащие фоном для сюжетов. Религиозная тематика по-прежнему превалировала.

Художники готического периода пользовались приемом с изображением пустоты для подчеркивания материальности передаваемого кистью сюжета.

Активно в этот период начала развиваться книжная миниатюра. Исписанные красивыми и витиеватыми буквами, напоминающими вензеля, страницы стали дополняться характерными для готики иллюстрациями. Здесь также присутствовали реалистично изображенные люди на фоне природы. Рисунки дополнялись обрамлением с детально проработанными растительными элементами и мотивами.

готическое письмо

Самыми яркими представителями среди мастеров владения кистью и красками готического периода являлись:

  • Лоренцетти;
  • Кампен;
  • Ван дер Вейден;
  • братья Ван Эйк.

Прорывом периода готического искусства можно по праву назвать архитектуру и достижения зодчества. Что касается прочих видов искусства, зарождающаяся тяга к натурализму с каждым веком расцветала все больше, подготавливая почву для реализма, характерного эпохе Возрождения. Именно в конце готического периода скульптуры стали отделяться от фасадов храмов, а на картинах все чаще разворачивались бытовые сцены.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.